Слышите ли вы своего ребенка?
Многие родители считают, что для того, чтобы правильно и успешно общаться с детьми, необходимо и достаточно просто любить их, и все получится само собой.
И во многих случаях этого действительно достаточно. Но, к сожалению, далеко не всегда, поскольку эмоциональный мир ребенка намного сложнее, чем у взрослого.
Многие вещи дети воспринимают совсем не так, как мы ожидаем, и чувства для них часто бывают намного важнее, чем произносимые нами слова.
Когда мы что-то говорим детям, нелишним было бы проверить, действительно ли они поняли то, что мы пытаемся до них донести.
И, наоборот, действительно ли мы услышали то, что ребенок хочет нам сказать, поняли ли, что он чувствует.
Последнее очень важно. Часто ребенок хочет рассказать нам о своих чувствах и переживаниях. Но не может, не умеет. А мы не понимаем, как правильно его об этом спросить.
Приведем пример:
Вася, пришел из садика, и говорит:
- Сегодня нас с Мишей наказала воспитательница, она посадила нас отдельно от других детей, потому что мы не хотели вовремя зайти в группу с прогулки.
Мама отвечает:
- Надо было послушаться воспитательницу и ничего бы не случилось.
Обычный диалог, не правда ли? Разговор окончен, но поговорила ли мама с сыном о том, что чувствовал ребенок, гуляя на площадке? Нет.
Давайте рассмотрим другой вариант диалога:
Вася, пришел из садика, и говорит:
- Сегодня нас с Мишей наказала воспитательница, она посадила нас отдельно от других детей, потому что мы не хотели вовремя зайти в группу с прогулки.
Мама, сажая Васю на колени:
- Как вы себя чувствовали, когда воспитательница наказала вас?
- Очень плохо
- Как ты думаешь, почему вас наказали?
- Потому что мы не захотели заходить в группу, у нас была очень интересная игра
- Было очень интересно, но вам пришлось остановить игру?
- Да, пришлось все-таки пойти в группу
- Как ты думаешь, это было заслуженное наказание?
- Да, наверное, заслуженное
В первом случае ребенок думает: «Маме все равно, ее не волнует то, что я чувствую и что со мной происходит», в то время как во втором диалоге ребенок получает как раз ту долю внимания и участия, в которой нуждается.
Психолог K.Steede, в своей книге «10 самых распространенных ошибок родителей, и как их избежать», предлагает к рассмотрению 4 типа родителей и их типичные ответы своим детям.
1. Авторитарные родители, которые боятся потерять контроль над своим ребенком.
   Как правило, они используют систему приказов и угроз, чтобы заставить ребенка что-нибудь сделать. Они уделяют очень мало внимания истинным потребностям ребенка, действуют с позиции силы.
2. Родители, которые чувствуют свою вину (осознанно или нет).
   Они демонстрируют, что они умнее и опытнее ребенка, и придают любым действиям малыша отрицательную окраску.
- Не залезай, упадешь
- Я же говорил, что башня слишком высокая, и она развалится
- Ты неисправимо грязный
Это нейтральные фразы, которые произносят, наверное, все родители на свете.
Проблема заключается в том, что в этом случае подобные фразы произносятся настолько часто, что в результате не дают ребенку приложить ни капли усилий для достижения каких-то целей, не дают становиться самостоятельным и убеждают малыша в опасности любых действий и всего, что его окружает.
3. Родители, преуменьшающие проблемы.
Такое поведение очень легко входит в привычку, тем более что очень многие взрослые склонны считать, что проблемы малышей «яйца выеденного не стоят».
Их обычные комментарии:
- Не волнуйся, не получилось и не надо
- Ничего страшного, как поругались, так и помиритесь
Они сразу стремятся успокоить ребенка, что бы ни случилось, в самом начале диалога. Но отказ взрослого дослушать до конца, вникнуть в проблему, воспринимается как безразличие.
«Он(она) считает мои чувства незначительными. Я его (ее) не интересую» - так думает ребенок.
4. Родители, которые читают лекции.
Такие родители все время пытаются научить чему-нибудь ребенка, исходя из собственного богатого опыта.
- Ты должен быть счастлив, ведь праздник прошел хорошо
- Ты должен знать, что учитель хочет сделать как лучше
Выдавая такие шаблонные традиционные ответы, родители как бы отгораживаются от ребенка, от его переживаний и проблем.
"Они опять говорят мне, что нужно делать, как мне это надоело," - часто думает в таком случае ребенок.
Как же правильно разговаривать с ребенком?
Нужно стремиться к открытому общению, основанному на умении активно слушать. Активное слушание подразумевает готовность понять и поговорить о чувствах ребенка, увидеть глубину проблемы.
А это означает уважать и принимать ребенка таким, какой он есть, и участвовать в его жизни.
Подобный стиль общения уменьшает количество конфликтов в семье, способствует налаживанию более близких отношений между родными.
Слушать ребенка – это искусство. Мы должны быть вовлечены в этот процесс полностью. Не просто произносить ничего не значащие шаблонные фразы, а сопереживать. Если ребенку больно – почувствовать эту боль, если обидно – почувствовать его обиду и посочувствовать ему. Не отмахнуться, а серьезно поговорить.
Слышать не только слова, но и чувства ребенка – это очень важно. Подобное общение дарит ребенку ту эмоциональную устойчивость, которая очень пригодится ему в нашем, взрослом, мире.
Хорошо, когда ребенок может рассказать о событиях в садике. Просто некоторые дети (замкнутые в себе, может быть, закомплесованые), вообще ничего не рассказывают о том, как прошел день. На вопрос "Как дела? Что было в садике?" - ответ "А ничего. Все нормально". Хотя от посторонних людей можно узнать, что это и не так. А в целом, статья понятная и не согласиться с ней нельзя. На улице часто вижу картины, как мамаша орет на своего ребенка, бьет. Часто низачто. За ничтожные проступки. Только потому, что она "права" а ребенок поступил не по ее "понятиям" и потому "не прав". Вот такие точно и не "слышать", и не умеют "поговорить" с ребенком.