Развивающие игрушки – обязательный атрибут каждого малыша.
На первом году жизни мозг малыша развивается невероятно быстро. А веселые или познавательные игры активно способствуют этому. Насколько развитым будет младенец, зависит как от того, что унаследовал малыш от своих предков, так и от того, в каких условиях растет ребенок, кто и что его окружает. Генетически у новорожденного предопределена структура головного мозга и количество нервных клеток. Из этого исходного материала, пока еще «сырья», и формируется невероятно сложный механизм — «завод по производству мысли». А на это строительство оказывает свое непосредственное влияние окружающая малыша среда — начиная с самой первой секунды появление его на свет.
Мозг растет не так, как это происходит с другими органами человеческого организма. Его развитие активно стимулируется извне. Всевозможные шумы, запахи, температурные колебания, свет и тень, цветовые раздражения, различные движения, телесный контакт — прикосновения, массаж, — словом, все, абсолютно все, с чем встречается младенец, воздействует на органы чувств, оказывает свое влияние на их развитие и сказывается на созревании мозга. Забавляясь с младенцем, родители могут просто «играючи» стимулировать развитие своего малыша, отличным помощником для этих целей послужит развивающий коврик. При этом возьмите на вооружение три основных правила.
В первые 6 месяцев жизни ребенку больше нравится смотреть и наблюдать за происходящим. Лучшим предметом для подобных зрительных упражнений являются лица самых близких — мамы и папы. Итак: посмотрите на ребенка, отреагируйте на его взгляд, говорите с четкой, ярко выраженной мимикой. Просто удивительно, что в это мгновение происходит в головке младенца! А идет здесь «обработка данных», смыкание нервных клеток глаз с нервными клетками головного мозга, и постепенно образ матери и отца «впечатывается» в память. Одновременно происходит накопление ощущений, которые связываются с образом родителей. Примитивно говоря, «это лицо с длинными волосами все время ласково прижимает меня к своей такой мягкой и теплой груди».
На втором году жизни ребенок хочет получить как можно больше личного опыта — хочется все попробовать, чтобы понять, как же это действует, каков на вкус, на ощупь тот или иной предмет. Для этих целей лучше всего подойдут деревянные игрушки, в которых отлично сочетаются развивающие функции и интересная игра. Но на этом этапе родители должны предлагать малышу не только развлекательную «программу». Гораздо важнее сейчас, чтобы малыш сам для себя понял, как это здорово, что он может самостоятельно управляться с той или иной игрушкой (составлять кубики, катать мяч). Так ребенок приобретает положительные впечатления и опыт, который стимулирует его развитие.
Хорошие развивающие игрушки для ребенка второго года жизни – крупные яркие кубики, фигурки птиц и животных, подающие звуковые сигналы, игрушки на колесиках с веревочкой, которые можно тянуть за собой или подтягивать к себе, деревянные игрушки, игрушки-неваляшки и многое из того, что есть на кухне в каждом доме: ложки, миски, кастрюльки, крышки, яркие баночки и прочие предметы быта.
Для развития ребенка основное правило: повторение - мать учения. Повторять приходится все многократно: снова и снова предмет пробуется на вкус, ощупывается, рассматривается, катается, проверяется на слух звук, проверяется мягкость или жесткость, тепло и холодность предмета и т. д. Все время хочется нового, и нужно предоставлять малышу эту возможность.