На работе был плохой день ...
У вас был неудачный день на работе, вы пришли домой и нашли его перевернутым с ног на голову: по всей комнате разбросаны игрушки, сын играл с музыкальным центром, хотя ему это было запрещено, и не выполнил ни одного домашнего поручения.
Вы рассержены, и готовы выплеснуть на ребенка все свое плохое настроение. Что же делать, чтобы не нанести своими словами ребенку психологическую травму.
Все родители обычно говорят рефлекторно, не задумываясь, будь то дома, на работе, в магазине или за городом на отдыхе. Мы хотим показать Вам, как можно контролировать то, что Вы говорите.
Вызывает удивление то, какими разрушительными и негативными могут быть высказывания, которые мы адресуем самым близким и дорогим своим людям, не задумываясь, рассердившись, или просто в плохом настроении.
Вы никогда не задумывались о том, почему мы обижаем людей, которых любим?
Когда мы отдохнули, покушали, расслабились, то наши слова отражают наше внутреннее самочувствие. И вряд ли мы будем говорить что-то неприятное для родных.
Однако, когда мы устали, любые отрицательные моменты могут вырастать из маленькой мухи до размеров слона.
Не положить рубашку на место, не закрыть зубную пасту, пролить молоко на стол – это не те проблемы, которые нужно решать с помощью обвинений, криков и оскорблений. Но мы часто решаем их так, особенно когда у нас плохое настроение.
Adele Faber, в своей книге, отмечает:
«Ядовитые слова имеют дар долго находиться в нашей памяти и отравлять ее. А хуже всего то, что дети, вырастая, начинают использовать их как оружие против Вас самих».
Очень трудно чувствовать гнев и не нанести при этом удар находящемуся рядом с нами человеку. И, давайте будем честными, чаще всего эти удары достаются нашим детям.
Что же мы можем сделать, чтобы подавить бесконтрольное проявление отрицательных эмоций, о котором в дальнейшем мы будем жалеть?
► Признать, что мы сердимся. Позвольте себе чувствовать отрицательные эмоции, будьте честными сами с собой. Скажите себе: - я рассержен, я злюсь, я сержусь.
► Когда мы увидели, поняли, что мы чувствуем, второй шаг – остановиться, и замолчать. Пойти в другую комнату, ванную, туалет, наконец. Закрыть глаза и постараться спокойно подумать о том, что мы хотим сказать. А еще лучше – написать все это на бумаге.
► После такой спокойной паузы гораздо легче оценить масштабы возникшей проблемы и действовать соответствующим образом. Это должно позволить нам обратить внимание на слова, и избежать обвинений, подобных этим: «Ты разрушитель, тебе ничего нельзя доверять, ты только и можешь, как все портить …»
► Когда Вы, после выполненных первых трех пунктов, начинаете разговор с ребенком, желательно описать, что произошло без оценочных суждений, например: «Игрушки должны быть убраны, обязанности по дому выполнены. Пульт музыкального центра положен на место».
Описание событий очень помогает сосредоточиться на настоящем, на фактах, и избежать излишней эмоциональной окраски.
Такие слова покажут ребенку, что вы принимаете его как человека, уважаете его, но Вас не устраивают его негативные действия.
Если Вам удастся добавить в свое выступление хоть капельку юмора, то это будет идеальный вариант.
Если же Вы, несмотря ни на что, все-таки потеряли над собой контроль, и наговорили лишнего, то впоследствии, когда пройдет некоторое время, и Вы успокоитесь, можно просто спокойно рассказать, что Вы чувствовали в тот момент.
Например, Вашими словами могут быть следующими: «Я накричала на тебя после работы. Я чувствовала себя очень уставшей. Я очень рассердилась, потому что надеялась, придя домой, увидеть прибранную квартиру. Вместо этого все было разбросано. Конечно, на самом деле я не думаю то, о чем говорила тебе. Я просто хотела, чтобы наша квартира к моему приходу выглядела получше. Что ты об этом думаешь?»
Это будет лучшим способом восстановить доверительные отношения, не допустить длительного течения конфликта и успокоить внутренние раны, нанесенные Вашими словами.
Помните, что с помощью слов можно как построить, так и разрушить отношения с нашими детьми.