Если ребенок не чувствует себя в безопасности
Уверенность в себе не является врожденным качеством, она формируется со временем, в процессе развития ребенка.
Уверенность в себе напрямую зависит от самооценки человека. Давайте поговорим о том, какие факторы влияют на самооценку детей и как родители могут повысить самооценку ребенка.
Возможно, вы замечали, что ваш ребенок ведет себя несколько тревожно: опасается многих вещей, с трудом общается с другими детьми, очень остро реагирует на неприятности или повышенное внимание к себе.
Как Вы думаете, можете ли Вы помочь ему стать более спокойным и уверенным в себе? Ответ «ДА».
Родители МОГУТ помочь своим детям почувствовать себя более спокойно и уверенно.
Уверенность в себе основывается на убеждении ребенка, что
1) у него существует достаточно способностей и возможностей, чтобы успешно справиться с возникающими ситуациями и трудностями
2) что он представляет собой что-то ценное для других.
Эта уверенность является результатом того, что принято называть самоуважением.
Самооценка человека повышается, когда он считает, что он ценный, успешный и привлекательный.
Успешный, потому что в состоянии справляться с возникающими ситуациями.
Ценный и привлекательный, потому что любой человек достоин того, чтобы его любили просто так, безусловно и безоговорочно. За то, что он похож на себя, а не на кого-нибудь из окружающих.
Не всегда дети понимают это. Они могут начать ставить свою самооценку в зависимость от мнения окружающих, других детей, родителей или других взрослых. Если его похвалили, то самооценка повысилась. Покритиковали – соответственно понизилась.
Ребенок, не уверенный в своей абсолютной ценности, при каждой реакции окружающих немного прибавляет, или немного убирает из нее.
Но человеку жизненно необходимо ощущать себя нужным, любимым, важным. Ребенок боится потерять эти чувства, поэтому начинает бояться окружающих событий, окружающих людей, ведь он думает, обычно неосознанно, что может случиться такая ситуация, что его, ребенка, ценность резко упадет вниз.
Это будет очень больно, неприятно, можно сказать ужасно. Отсюда и страхи, поэтому малыш и замыкается в себе, поэтому и боится окружающих, поэтому и прячется внутри себя, ведь так безопаснее. Так его ценность в неприкосновенности. Ведь нет событий, которые могут эту ценность и важность уменьшить, он (ребенок) от них от всех просто отказался.
Представление человека о себе начинает формироваться в раннем детстве, и изменяется и развивается на протяжении всей жизни. Человек существует как бы в двух разных мирах, в двух реальностях, в одной их них ему хорошо, в ней он успешен, а в другой - наоборот, он чувствует себя неуверенным и никчемным.
Реакции людей, наиболее близких для ребенка с эмоциональной точки зрения, т.е. родителей, родственников, учителей или друзей, больше всего влияют на формирование его самооценки.
Они действуют как зеркала, в которых ребенок видит отражение своего я и формирует представление о себе как о личности.
Если чувства этих людей являются позитивными, ребенок чувствует себя хорошо и его самооценка повышается. Это первая реальность.
Когда чувства являются отрицательными, ребенок чувствует себя ничтожным и не достойным любви. Это вызывает боль, неприятие себя и понижает самооценку. Это вторая реальность.
Но все эти колебания между двумя реальностями – ошибочны. Ценность любого человека, и ребенка в том числе, не может зависеть от того, понравились ли его действия, например, учителю, или не понравились.
Итак, Вам нужно постараться убедить ребенка в двух пунктах:
1) что он может справиться с возникающими ситуациями, что он умеет это делать.
Как? Просто обсуждайте эти ситуации с ребенком, проигрывайте их, говорите про них.
Например:
- Саша, давай подумаем, с какими ситуациями и проблемами ты умеешь справляться, - подсказывайте ему, помогайте находить разные варианты.
- Я могу сам одеться на улицу; могу сам взять чашку и попить воду; могу ответить как меня зовут; могу спросить как зовут кого-то; могу прибрать игрушки; могу вызвать лифт; - постарайтесь найти как можно больше действий, которые ребенок может сделать сам.
Потом постепенно начинайте обсуждать те ситуации, в которых ребенок чувствует себя неуверенно, например если он боится знакомиться с детьми
- Когда ты видишь незнакомого мальчика, ты можешь к нему подойти? - например, можете спросить вы.
- Да
- Можешь спросить как его зовут? - продолжаете вы задавать вопросы.
- Да
- Если он не захочет ответить, что ты можешь сделать?
- Могу уйти, могу спросить, почему он не отвечает, могу сказать: ты не хочешь со мной разговаривать? - если ребенок не знает, что он может сделать в такой ситуации, подскажите ему варианты.
- Что ты можешь сделать дальше? - продолжайте разговор, попытайтесь полностью разобраться в этой теме.
Постепенно, увидев, что ситуация легко разрешима, что он знает, как поступить, даже если мальчик будет не в настроении, ребенок перестанет бояться или страх намного уменьшится.
2) Ценный и привлекательный, потому что любой человек достоин того, чтобы его любили просто так, безусловно и безоговорочно. За то, что он похож на себя, а не на кого-нибудь из окружающих.
Тоже разговаривайте с ним про это, например, рассмотрим ситуацию, когда Максим боится ответить неправильно на уроке, поэтому все время молчит:
- Представь, что учительница спросила: Сколько будет 3+4, ты ответил 5, что будет? - например, можно задать мальчику такой вопрос.
- Все подумают, что я глупый, - Максим уверен, что ответить неправильно - это катастрофа.
- Что значит глупый? - попытайтесь развить эту тему, чтобы мальчик смог посмотреть на нее со стороны.
- Что я ничего не знаю.
- Разве ты ничего не знаешь? - пусть ребенок увидит, что все совсем не так страшно, как он думает.
- Ничего, - Максим не понимает.
- Но это неправда, давай я начну вспоминать, что ты знаешь, а ты мне поможешь: ты знаешь как тебя зовут, ты знаешь цвета, ты умеешь разговаривать, ты знаешь буквы, ты знаешь значения огромного количества слов, ты знаешь что делал вчера и сегодня, - придумываете много вариантов вместе.
Здесь важно, чтобы ребенок сам понял, что, действительно, он много знает и умеет.
- Видишь, как много ты знаешь, значит ты совсем не глупый, правда? - обратите его внимание на это.
- Да, но я ведь ответил неправильно, - для Максима это остается проблемой, но ему уже легче.
- Да, ты умный, но ты ответил неправильно, потому что не знал ответа на вопрос, разве это страшно, ведь ты от этого не изменился, ты не стал глупым, ты остался прежним Максимом - попытайтесь объяснить, что что-то не знать - это не трагедия.
Максим говорит, что нет. Если скажет, что страшно, продолжаете разговор: почему ты так думаешь? и т.п.
После этого можно спросить, что нужно сделать, чтобы в другой раз ты не ошибся? Потренироваться решать примеры, например. "Давай с тобой как-нибудь потренируемся?" - предложите ему, чтобы закрепить полученный результат.
- Давай.
Возвращайтесь время от времени к подобным диалогам, проговаривайте их. Со временем ребенок постепенно начинает понимать, что любое событие, даже неприятное – это не катастрофа.
Если его действия кому-то не понравились, от этого его не станут любить меньше, он не станет хуже, он не изменится, он останется такой как есть. Останется важным и ценным, потому что он – человек и потому что он – особенный.