Речевое развитие ребенка
Речевое развитие ребенка проходит в несколько этапов. С самого рождения малыш начинает прислушиваться к звукам, реагировать на них, а также старается уловить интонацию говорящего.
Чуть позже общение с крохой становится гораздо интереснее, ведь он начинает «гулить» - нараспев произносить гласные буквы. Примерно к пяти-шести месяцам малыш проводит свои «беседы» с помощью нового «инструмента» - «агуканья». Он уже умеет составлять целые слоги. Ваш диалог значительно оживится, если вы будете повторять за крохой его слова. Так вы станете «своим» и получите довольно продуктивную беседу.
Однако с малышами не стоит «сюсюкать». Говорите правильно слова, чтобы ребенок учился нормальной человеческой речи. Иначе получится как в старой шутке: «Где найти логопеда для бабушки?» Старайтесь называть вещи своими именами, не нужно говорить о машинке, как о «би-би-ке». В противном случае вам придется переучивать кроху называть предметы общепринятыми словами. Поверьте, это всегда сложнее, чем научить «с нуля».
Кстати, имейте в виду, что речь тесно связана с развитием мелкой моторики ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику, вы косвенно стимулируете и развитие речи. Для развития мелкой моторики подходят разные игрушки. Например, можно использовать ??????? ????????, в которых малыш будет продевать шнурок в специально предназначенные для этого дырочки. Игра в детские игрушки-шнуровки – очень полезное занятие, обязательно используйте ее в ваших занятиях с ребенком.
Итак, примерно к годику ребенок уже способен употреблять в своей речи слова. Их в запасе у крохи около 10. Но вашу речь он должен понимать хорошо. Эти два процесса неразрывно связаны друг с другом. Если ребенок прекрасно понимает сказанное вами, но мало говорит – ничего страшного, все идет по плану.
К полутора годам малыш уже умеет выражаться предложениями. Словарный запас его значительно расширился, теперь кроха знает около 100 названий. К слову сказать, эти значения не являются обязательными. Кто-то начинает говорить позже. На это может быть множество причин. Например, девочки, как правило, опережают мальчиков в «болтовне». Просто потому, что развиваются они быстрее, так уж природой заложено. Опять же, у каждого малыша свой «сценарий» развития событий, не торопите его.
Беспокоиться стоит лишь тогда, когда отклонения в речи «идут рука об руку» с другими нарушениями: малыш плохо вас понимает, запаздывает в физическом развитии. Тогда лучше показать ребенка специалистам. Если же кроха выполняет все ваши просьбы, правильно реагирует на все, что вы говорите – не форсируйте события.
Очень часто малыши скрывают свою «болтливость» за ненадобностью. Взрослые итак отлично разбираются в речи детей и поддерживают беседу. Сложности испытывают только «вновь прибывшие», но и они со временем включаются в наработанный «сленг».
Чем больше вы занимаетесь с малышом, тем лучше он говорит. Не паникуйте раньше времени, проявите терпение и проводите больше «развивалочек» с крохой. Успехов вам!