Развитие легких фигур
Для получения инициативы или иного преимущества крайне важно, чтобы в дебюте легкие фигуры заняли поля, откуда они могут воздействовать на центр. Детям, однако, нелегко усвоить идею гармонического развития.
Они торопятся начать агрессивные действия и пользуются любой возможностью создать угрозы королю, не думая ни о логике, ни о последовательности развития. Неважно, что угрозы наивны и легко отразимы.
Раз фигура уже выведена, почему бы сразу не бросить ее в бой? И вот начинается бесцельное передвижение одной или двух фигур по доске, что приводит к отсталости в развитии.
Вместо того, чтобы гармонично расположить силы, дети предпочитают сделать одной и той же фигурой несколько ходов, тем самым нарушая один из основных законов дебюта: в начале партии каждая фигура должна сделать только один ход и не мешать выводу других фигур.
Запомнить такое правило, разумеется, несложно. Но по-настоящему дети усваивают его, только когда на практике убеждаются в его справедливости. И тогда они не просто выучивают ходы в дебюте, а делают их вполне сознательно.
Уже на одном из самых первых уроков возникают вопросы, куда ставить ту или иную фигуру, например:
А дальше?
Дальше надо развивать слона. Но куда?
У белопольного слона 4 поля: e2, d3, c4, b5.
►Ход 3. Cf1 – e2 малоактивен, к тому же на этом поле слон может помешать другим фигурам.
► Ход Cf1 – d3 совсем плох: слон загораживает пешку “d” и тормозит развитие ферзевого фланга.
► Значит, остается либо Cf1 – c4, чтобы под обстрел попало уязвимое место черных – пункт f7, либо Cf1 – b5, после чего черные будут испытывать некоторые затруднения, поскольку белые оказывают давление на пункт е5.
► На третьем ходу, правда, возможно и Кс3, но после 3. … Kf6 проблема развития белопольного слона возникает вновь.
Ну, а что делать с чернопольным слоном? Целесообразно – по крайней мере на первом этапе обучения – развивать его аналогично, то есть по диагонали с1 – h6. Предварительно нужно, естественно, выдвинуть пешку “d” на d3 или, если представится возможность, на d4 (после с2 – с3).
После этого слону открывается дорога на поля е3 (где он будет стоять позади пешки е4) или g5.
Конечно, такой путь развития не единственный. С неменьшим успехом слона можно вывести и на поле b2, откуда он будет держать под прицелом большую диагональ. Но здесь-то и приходится опять напомнить о том, что ходы не существуют сами по себе, а имеют смысл, только когда являются звеньями общей цепи, частями единого плана.
А нередко случается, что, сыграв
1. е4 е5
2. Kf3 Kc6
3. Cc4 Cc5
4. d3 Kf6
белые, подготовив условия для удобного развития чернопольного слона, вдруг меняют свое решение и играют
5. b3 с последующим 6. Cb2.
Мало того, что они понапрасну теряют время, но еще и создают сами себе известные неудобства: пешка b3 ограничивает подвижность белопольного слона, отнимая у него важное поле для отступления.
Бесплановая игра на удержание материального преимущества ценой развития приводит к печальным последствиям.
 
По книге "О маленьких для больших", автор В.Зак.
Интересуетесь гороскопами? Тогда вы можете посмотреть ???????? ?? ?????? ???? ???????, а также гороскопы других знаков зодиака, а также гороскопы для мужчин, детей, начальников, подчиненных на неделю, месяц и другие периоды.